Прием звонков: Ежедневно с 09:00 до 21:00
Доставка: Круглосуточно
Город: Москва и МО
ЦТР > Полезные статьи > Как транспортируют нефть в России требования и способы

Как транспортируют нефть в России требования и способы

Топливно-энергетический комплекс — это основа экономики России. Бесперебойная работа предприятий во многом зависит от регулярных поставок сырья. По этой причине масло необходимо правильно транспортировать. Какой бы способ транспортировки ни использовался, цель остается неизменной: минимизировать затраты и сроки доставки.

Современная система в России и за рубежом

Трубопроводный транспорт сам по себе является одной из самых высокотехнологичных отраслей. Важно понимать, что современные трубопроводы — это не трубы, а целая система бесшовного оборудования большого диаметра, которая должна выдерживать достаточно высокое переменное давление. Также важно учитывать, что такое состояние необходимо поддерживать на протяженности сотен, а иногда и тысяч километров. А это требует использования очень сложных систем специализированных насосов. Производство всех необходимых для этого комплектующих было освоено в СССР и при этом довольно быстро. Транспортировка по трубопроводу экономит труд более 700 000 рабочих. Отдельные технологии строительства трубопроводов используются и в космической отрасли.

Самая известная компания в области трубопроводного транспорта нефти — российская Транснефть. Большая часть системы, считающейся крупнейшей в мире, принадлежит советской «Главтранснефти», протяженность которой в июне 2006 года составляла 48,7 тысячи километров и через которую перекачивается более 90% российской нефти. Для сравнения: протяженность самого крупного трубопровода США, Трансаласкинского, составляет 1280 километров, что не так уж и впечатляет по сравнению с трубопроводом «Дружба», протяженностью 8900 километров, из которых 3900 километров находятся в России.

Однако у транспортировки нефти, как и у других отраслей, есть свои проблемы. Наиболее важным считается приобретение альтернативных маршрутов, которые позволят снизить зависимость от белорусского участка трубопровода «Дружба» и от нестабильного украинского участка. Всем известно, что экспорт нефти из России идет по трем основным направлениям.

  • Европа. Россия экспортирует туда нефть по нескольким маршрутам. Два из них, транзитные, уже упоминались: это направления через Беларусь и Украину. Через морские порты: Туапсе и Новороссийск на Черном море и Приморск и Усть-Луга на Балтике. Последнее направление на Усть-Лугу только что освоено, для этого строится Балтийская трубопроводная система II (БТС-2). Именно БТС-2 обойдет Украину и снизит нагрузку на белорусский участок.
  • Азия. В этом направлении нефть экспортируется через Казахстан.
  • И третье направление, которое сегодня является наиболее перспективным, — это восток. Первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан позволяет экспортировать нефть в Китай и доставлять ее на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

важно понимать, что государству невыгодно отказываться от экспорта нефти и продуктов из нее. Из основных нефтедобывающих регионов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены в западном направлении:

Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва с ответвлением Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;

Сургут — Пермь — Нижний Новгород — Полоцк;

система экспортных трубопроводов «Дружба», состоящая из нескольких трубопроводов большого диаметра: Нижневартовск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест — Европа с ответвлениями Унеча — Полоцк — Вентспилс (крупнейший экспортный порт нефти бывшего СССР) и Мозырь — Ужгород — Восточная Европа.

На территории Беларуси трубопровод разделен на две ветки: северную (Беларусь, Польша, Германия, Латвия, Литва) мощностью 70 млн тонн и южную (Украина, Чехия, Словакия, Венгрия) мощностью 65 млн тонн.

В последние годы в связи с развитием альтернативных маршрутов экспорта нефти через новые терминалы в Балтийском бассейне объем перекачиваемой нефти значительно снизился.

Сеть трубопроводов менее развита и достигает 16 тысяч километров. Его основу составляет широтная автомагистраль, идущая от Уфы на востоке до Новосибирска и на западе до Бреста. Большая часть, около 45-50%, экспорта российских светлых нефтепродуктов по трубопроводной системе до недавнего времени осуществлялась через морской порт Вентспилс. Кроме того, для развития наших перегрузочных комплексов на экспорт светлых нефтепродуктов введены в эксплуатацию магистральный нефтепродуктопровод Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск протяженностью более 1000 км и морской терминал Приморск проектной мощности. 17 млн ​​тонн в 2007 году. Основным оператором трубопроводов для нефтепродуктов является российская транспортная монополия — акционерное общество «Транснефтепродукт».

Информация о типах трубопроводов

Прежде всего, нефтепроводы делятся на две группы в зависимости от их расположения в пространстве: подземные и наземные. Оба типа имеют свои преимущества и недостатки. Наземные трубопроводы легче строить и управлять ими. В случае аварии легче обнаружить и отремонтировать повреждение трубы, проложенной над землей.

При этом подземные трубопроводы менее подвержены изменениям погодных условий, что особенно важно для России, где разница между зимними и летними температурами в некоторых регионах не имеет аналогов в мире. Трубы также можно прокладывать по морскому дну, но, поскольку это технически сложно и дорого, нефть перемещается на большие расстояния в нефтяных танкерах, а подводные трубопроводы чаще используются для транспортировки нефти в пределах производственного комплекса.

Кроме того, нефтепроводы условно делятся по типу использования.

  • Добывающие скважины, как следует из названия, соединяют скважины с различными структурами на месторождениях.
  • Межпромысловые станции ведут от одного резервуара к другому, к крупному трубопроводу или просто к относительно удаленному промышленному предприятию, расположенному за пределами первоначального комплекса добычи нефти.
  • Прокладываются трубопроводы для транспортировки нефти от месторождений к местам перевалки и потребления, которые, среди прочего, включают нефтебазы, нефтяные терминалы и нефтеперерабатывающие заводы.

Подготовка к транспортировке

Нефть никогда не лежит в земле в чистом виде. Это сложная смесь на основе различных жидкостей и газов. Кроме того, в смеси могут присутствовать частицы глины или растворенные соли.

Каждое месторождение содержит пластовые воды, различающиеся по химическому составу. В связи с этим необходимо технологическое оборудование для переработки нефти и подготовки ее к транспортировке.

Во-первых, нефтепродукт очищается от ненужных примесей путем сепарации. Для этого используются центробежные или гравитационные устройства. В результате вода отделяется от масляной жидкости.

Следующий этап — дегазация. Растворенные в нем газы отделяются от рафинированного масла, только после этого проводится обезвоживание. В конце концов, остается провести деминерализацию, удаление из масла излишков солей седиментацией.

Другими словами, подготовка нефти к транспортировке — это процесс удаления из сырья всех ненужных компонентов, которые могут усложнить переработку и транспортировку. Качественно обработанное сырье не оказывает негативного воздействия на оборудование.

Тара

Нефтепродукты делятся на виды, каждый из которых имеет свои условия хранения и транспортировки.

Для перевозки бензина, помимо печей и солярки, используются специальные цистерны. В них должна быть система контроля давления, воздушные клапаны, а также донные устройства для наполнения и слива. Допускается транспортировка горючего в небольших объемах в полимерных бочках и канистрах.

Густое топливо перевозится в цистернах, а также в металлических и полимерных цистернах. В целях безопасности емкость должна быть плотно закрытой.

При транспортировке смазочных материалов допускается использование полимерной упаковки, дорожных цистерн, бочек и канистр. Емкость подготавливается по степени вязкости жидкости.

Для перевозки битума разрешено использование автомобильных и железнодорожных цистерн-бункеровщиков. Некоторые виды твердых нефтепродуктов перевозятся в неспециализированных контейнерах. Например, в бумажных барабанах или картонных коробках.

Перед подготовкой к транспортировке важно соблюдать требования по наполнению тары. Жидкие нефтепродукты могут заполнять 95% объема, а густое топливо — 100%.

Требования к водителям

Водители, перевозящие нефтепродукты, должны пройти специальную подготовку. Кроме того, выдается сертификат, разрешающий перевозку опасных грузов.

Помимо общего инструктажа, перед каждой поездкой проводится дополнительный инструктаж (безопасность). Всем сотрудникам при посадке на рейс необходимо знать, как вести себя в той или иной аварийной ситуации.

Кроме того, на каждом этапе погрузки и разгрузки сырья водители должны соблюдать нормы технической и пожарной безопасности. Обратите особое внимание на использование средств индивидуальной защиты.

Документы

Основным документом, необходимым для перевозки, является наличие договора между перевозчиком и грузоотправителем. Также вам понадобится накладная, отечественная или заграничная, и полный пакет сопроводительных документов.

В пакет входят следующие виды документов:

  • накладная с соответствующей маркировкой;
  • Европейское соглашение ADR;
  • водительское удостоверение для допуска к перевозке опасных грузов;
  • путь движения;
  • письменные инструкции;
  • информационный лист с указанием телефонов менеджеров;
  • копия договора с отправителем.

Перевозка грузов — опасная и ответственная работа, требующая от водителя внимательности и дисциплины.

Основные способы

Транспортировка — это доставка сырой нефти от места производства до места потребления. Сегодня перевозки осуществляются автомобильным, железнодорожным, морским транспортом. Способ доставки определяется исходя из объема и вида продукции.

Автомобильный транспорт

Сегодня транспортировка нефти автотранспортом — довольно популярный способ. Для правильной доставки водитель должен принять меры предосторожности.

Транспортировка осуществляется автотранспортом, оснащенным спецтехникой. Такой транспорт иначе называют специальным подвижным составом (СПС).

Выделяют следующие типы АТФ:

  • Топливный танкер — включает танкеры для перевозки жидких масел, моторного топлива и растворителей.
  • Держатель битума — требуется для транспортировки горячего битума. Конструкция снабжена специальным устройством для подогрева НП.
  • Автоцистерна — машина, оборудованная насосом для принудительной выгрузки топлива.

Иногда для перевозки используют обычные грузовики. В таких автомобилях разрешается перевозить до 1000 литров дизельного топлива и до 33 литров бензина.

нефтепродукты транспортом удобно транспортировать, когда нужно подать небольшое количество топлива. Главное, чтобы маршрут не проходил вблизи густонаселенных городов, заповедников, больниц, школ и т.д.

Транспортировка трубопроводов

Осуществляется по трубопроводам от места производства до места потребления. Движение нефтепродуктов по трубам происходит с помощью насосных станций. Основное преимущество этого метода — экономичность в эксплуатации и отсутствие необходимости в большом количестве рабочих.

Сегодня Россия — один из крупнейших поставщиков нефти. С помощью трубопроводов можно подавать сырье практически в любом направлении. Работа не прекращается ни при каких обстоятельствах, на транспорт не влияют климат, время года и географическое положение.

Особенности трубопроводного транспорта включают:

  • сроки строительства не требуют много времени;
  • в процессе перекачки отсутствуют значительные потери нефти;
  • можно одновременно перекачивать несколько видов продукции.

К недостаткам можно отнести невозможность изменить маршрут перевозки. После того, как трубопровод будет проложен, изменить направление подачи будет невозможно.

Жидкие и газообразные нефтепродукты доставляются к потребителю по магистральным трубопроводам. Это позволяет транспортировать сырье на сотни километров во времени.

Железнодорожный транспорт

Способ транспортировки нефти по железной дороге существует более 150 лет. За это время увеличилась грузоподъемность и мощность локомотивов, повысилась безопасность. Однако у этого метода есть свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • Возможность осуществления грузовых перевозок в любое время года. Доставка нефтепродуктов осуществляется одинаково быстро и летом, и зимой.
  • Скорость. Железнодорожный транспорт обгоняет воду, а иногда и грузовики.
  • География. Железная дорога есть почти по всей стране. Это позволяет осуществлять доставку на большие расстояния.
  • Объем. Железнодорожный поезд имеет возможность перевозить огромное количество цистерн с сырьем.

Что касается недостатков, то на железнодорожном транспорте часто происходят утечки сырья из цистерн. Это явление считается нормальным, поэтому расчеты NP всегда производятся с учетом любых потерь.

Если доставка по железной дороге невозможна, прибегают к другим видам транспорта. Иногда в качестве альтернативного решения предлагается совместить два вида транспорта. Другими словами, реализуется мультимодальная перевозка.

Водным транспортом

Сегодня одним из способов транспортировки нефтепродуктов является доставка по воде.

Нефтяные танкеры делятся на самоходные и несамоходные. Первые включают речные и морские танкеры, а вторые — баржи или морские баржи.

Основными преимуществами водного транспорта являются:

  • Возможность доставлять сырье на большие расстояния и в больших объемах.
  • Разрешается перевозить нефтепродукты в любом агрегатном состоянии и без ограничений.
  • Транспортировка может осуществляться не только по крупным водоемам. Доставка также осуществляется по рекам и озерам.
  • Благодаря системе нагрева во время транспортировки высоковязкого масла можно поддерживать правильную температуру сырья.

К недостаткам водного транспорта можно отнести сезонность работы водоемов. Зимой вода замерзает, а значит, доставка НП невозможна. Кроме того, существует опасность кораблекрушения. Разлив нефти в водоеме — это экологическая катастрофа, загрязняющая большое количество пресной воды.

Требования к безопасной транспортировке масла

Определены требования к перевозке нефтепродуктов каждого вида нефтепродуктов; есть свои правила безопасности:

  • Нефтепродукты разных марок транспортируются отдельно друг от друга.
  • Сырье разрешено к транспортировке, если оно должным образом упаковано, промаркировано и сопровождается документами.
  • Перед загрузкой топлива необходимо провести тщательный осмотр автомобильных и железнодорожных цистерн. Если в контейнере обнаружены примеси или вода, перевозка отменяется.
  • Высоковязкие и затвердевающие нефтепродукты желательно перевозить в емкостях, оборудованных нагревательными приборами.

Транспортировка нефти должна осуществляться автомобильным, железнодорожным, речным и нефтепроводным, а иногда и воздушным транспортом в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Полученные результаты

Нефть и нефтепродукты — самые распространенные загрязнители окружающей среды. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой с мест добычи. Аварийные ситуации, сброс за борт танкерами промывных и балластных вод: все это обуславливает наличие постоянных полей загрязнения вдоль морских путей.

Но разливы нефти могут происходить и на поверхности, в результате нефтяное загрязнение охватывает все сферы деятельности человека.

Нефть влияет не только на окружающую среду, но и на наше здоровье.

При таком быстром «разрушительном» темпе скоро все вокруг будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух будет насыщен тяжелыми металлами и овощами, и вся растительность в целом исчезнет из-за разрушающей структуры почвы. Это то будущее, которое нас ждет, по прогнозам ученых, примерно через столетие, но тогда уже будет поздно что-либо делать.

Строительство очистных сооружений, усиление контроля над транспортировкой и добычей нефти, двигатели, работающие на извлечении водорода из воды — это только начало списка того, что можно использовать для очистки окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль в мировой и российской экологии.