ДТ в народе часто называют соляркой. Бытует такое мнение, что соляркой раньше называли топливо низкого качества, но в современном сленге термин применяется и к горючему, которое отвечает всем гостовским требованиям. Само слово к нам пришло из немецкого языка. Оно переводится, как «солнечное масло».
Дизтопливо, в отличие от бензина, подразделяется на летнее, зимнее и арктическое. Особенности климата России заставляют водителей грузовиков переходить (как минимум) два раза в год с одного вида солярки на другой.
Его производство строго регламентировано ГОСТом, где учитывается сезонная градация и прописаны требования к качеству каждого сорта.
Правила, касающиеся перехода с летней солярки на зимнюю, важно знать, чтобы продлить срок эксплуатации техники.
Температура замерзания топлива
Летняя солярка замерзает при минус 10 градусах. Температура замерзания зимней — минус 35 градусов по Цельсию. В арктических широтах используют одноименную солярку, замерзает которая при минус 65 градусах. Это, что касается собственно топлива. Говоря о температуре окружающей среды, важно помнить, что летнюю солярку рекомендуется использовать при нулевой и положительной температуре воздуха. На зимней ездить можно до минус 20 градусов, а арктическую использовать разрешается, когда воздух промерзает до минус 50 градусов.
Маркировка
Маркируется солярка буквами «ДТ». Затем в маркировке стоит одна из букв — затем «Л», «З» или «А», обозначающая сезонность. Если далее стоят другие буквы, они обозначают особенности конкретного топлива.
Получение
Современное ДТ — это продукт, получаемый из керосино-газойлевых фракций, которые образуются при прямой перегонке нефтепродуктов. Как и «предок» — тяжелая фракция, которую ранее именовали соляркой (Solaröl), в жидком состоянии оно имеет желтоватый оттенок.
Помимо хорошо известного применения топлива в транспортной сфере, оно используется для работы нагревательных приборов, промышленных и бытовых электрогенераторов и пр.
Характеристики летнего ДТ
Основными показателями летнего топлива, которые стоят в техпаспорте, оформляемом поставщиком, считаются следующие:
- цетановое число, определяющее режим сгорания в камере (воспламеняемость, т.е. период задержки горения смеси). Европейский стандарт определяет его на уровне 51. В Росси этот показатель равен 40-45. Чем показатель больше, тем спокойнее работает мотор: меньше ощущаются вибрации, постукивания, ниже шум в салоне;
- плотность – для летних марок ее величина при 20°С должна составлять 860 кг/куб. м. (при температуре эксплуатации 20-25°С). Чем показатель выше, тем больше экономичность, т.е. меньше расход топлива;
- содержание серы. Чем ее больше в топливе, тем скорее образуется нагар и увеличивается токсичность выхлопных газов. На 1 кг топлива допустимым значением является 10 мг серы;
- вязкость — 4-6,1 кв. мм/ (при 19-25°С);
- температура вспышки, зависящая напрямую от фракционного состава горючего — 62 °C;
- На качестве топлива этот показатель не отражается, в отличие от пажаробезопасности. Для данной марки показатель не может быть менее 55 градусов;
- коксуемость – показатель, от которого зависит величина осадка, образующегося при сгорании топлива: чем он меньше, тем меньше нагара. Величина коксуемости 10-процентного остатка не может быть более 0,3%.
Срок хранения
Окислительная способность, т.е. устойчивость к образованию соединений, содержащих смолы, еще один важный показатель топлива. Если она низкая, то на выхлопных клапанах и форсунках образуется тягучий нагар, снижающий срок службы двигателя.
Получаемое прямой перегонкой или карбамидной депарафинизацией топливо, отличается высокой устойчивостью к окислению. Оно может храниться до 6 лет. Виды топлива, которые содержат до 20% газойлевых легких фракций, менее стабильны к окислительным процессам, поэтому имеют вдвое меньший срок хранения – 3-5 лет.
Эффективность работы поршневой системы зависит напрямую от смазывающих свойств. Хорошей смазкой является сера, но она в то же время негативно отражается на состоянии окружающей среды, поэтому и этот показатель регламентируется ГОСТом. Для снижения содержания серы до минимально допустимого значения применяют специальные присадки, которые одновременно увеличивают смазывающие свойства.
Нашей компанией предлагается качественное летнее топливо, купить которое оптом будет недорого. Сертифицированный продукт обеспечит стабильную работу автопарка.
Применения летнего ДТ
Использовать топливо рекомендуется с апреля по сентябрь. Но, необходимо учитывать климатические особенности региона, т.е. ориентироваться правильнее будет на температуру воздуха. Летнее дизтопливо рассчитано на сезон, когда температура не опускается еще ниже минус 5 градусов.
Важно: Необходимо помнить во время эксплуатации, что при плюс 55 градусах топливо воспламеняется.
Отличительные свойства
Летняя марка топлива имеет отличительные характеристики и свойства:
- вязкость — 3,8/6,0 сСт;
- стабильность химическая;
- min потребность в присадках;
- срок хранения – от 12 месяцев (при соблюдении температурного режима, т.е. при плюс 20 градусах).
Опасность неправильного хранения
При температуре ниже минус 5 градусов топливо становится мутным. При дальнейшем снижении температуры оно застывает. Это опасно для топливной системы (и не только), поэтому такое топливо использовать нельзя. Мелкие фракции парафина, образующиеся при этом в топливе, засоряют топливный фильтр, что приводит к поломке двигателя. Понятно, что помимо испорченной техники возрастает опасность возникновения аварийных ситуаций.
Недостатки
Главный недостаток этого горючего – образование водяного конденсата, который отслаивается и скапливается внизу топливного бака, создавая пробки, блокирующие топливный насос и приводящие к сбою в работе ДВС. С этой проблемой многие справляются народным способом: трубку всасывающую размещают в баке выше и периодически сливают конденсат, открутив в днище бака пробку.
Но, даже с учетом этого недостатка, летняя марка топлива для двигателя менее опасна, чем зимняя и арктическая.
Также при снижении температуры ниже нуля, качество топлива резко снижается.
Как заменить летнее ДТ на зимнее
Отличием летней отечественной солярки является высокое содержание серы, что ускоряет процессы окисления, приводящие к снижению срока службы двигателя. Поэтому, важно использовать качественное топливо, которое специалисты рекомендуют заблаговременно сливать, не дожидаясь холодов.
При замене топлива на зимнее, важно соблюдать все правила:
- в бак заливают не больше 10% топлива, на которое переходят;
- новым топливом промывают все теплопроводы и фильтры;
- остатки старого горючего сливают полностью перед заливкой нового;
- использовать нужно качественное топливо и присадки (на проверенных заправочных станциях);
- топливо не смешивать, не разбавлять.
Можно ли зимой использовать летнее дизтопливо?
Из сказанного понятно, что делать этого не следует. Но, случается, что некуда деваться: к примеру, топливо ДТЛ вместо ДТЗ продали на сомнительной заправке.
Визуально его отличить практически не реально, как сложно различить его по цвету, запаху, консистенции, которые недобросовестному продавцу не сложно подделать с помощью красителей и присадок. Тем более, что емкости находятся, как правило, под землей, т.е. ниже точки промерзания, ДТЛ вполне может не замерзнуть.
В такой ситуации топливо замерзнуть может прямо в баке. Если мороз небольшой, спасет антигель, который водитель заливает прямо в бак. В суровые холода издавна доливали к летнему топливу керосин (если у водителя он найдется).