Прием заявок: Ежедневно с 09:00 до 21:00
Круглосуточно
Москва, МО и вся Россия
ЦТР > Полезные статьи >

В России нефть закончится в 2035 году для экспорта заграницу

Из-за существенной зависимости экономики страны от нефтегазового сектора, Россию (с подачи покойного известного сенатора США Джона Маккейна) часто называют страной-нефтестанцией. Но насколько верно это название?

Я писал об этом в предыдущей статье под названием «Нефтяные социалисты». Норвегия и Россия», в которой я привел данные о зависимости ВВП, бюджета и платежного баланса России от нефтедолларов и сравнил эти параметры с норвежскими, пытаясь понять, почему при схожих параметрах уровень жизни в Норвегии значительно выше, чем в России.

Но все эти инсинуации актуальны до тех пор, пока есть нефть … Кроме того, сколько из них остается в России и на какой срок? Давайте узнаем в этой статье.

В России нефть закончится в 2035 году для экспорта заграницу

Для анализа возьмем официальные (хотя и несколько устаревшие — 2015-18 гг.) отчеты, опубликованные Министерством энергетики и Министерством природных ресурсов и экологии РФ в открытых источниках.

На сколько лет осталось нефти в России?

По заявлению министра природных ресурсов Сергея Донского, при нынешнем уровне добычи (500-500 млн. тонн в год) — 30-40 лет. Однако здесь он округляет цифры; другие источники дают более точную цифру — 28 лет. Но это в контексте конкретного года (до появления COVID-19 добыча нефти росла из года в год).

Самое интересное, что, учитывая уровень добычи и новые месторождения, этот период начался еще в советское время. Другими словами, было добыто столько же, сколько добавлено в результате геологической разведки.

Опять же, очевидно, что эти цифры условны, предполагая абсурдный сценарий, при котором инвестиции в геологоразведку полностью прекращаются, а добыча всей нефти равна нулю.

Поэтому мы будем использовать это как общий ориентир, но для оценки фактической добычи нефти мы будем использовать следующие оценки Министерства энергетики.

Ниже приведены приблизительные данные о текущих доказанных извлекаемых запасах нефти в России — около 14 миллиардов тонн. Общие запасы составляют около 29 миллиардов тонн.

В России нефть закончится в 2035 году для экспорта заграницу

На графике представлены округленные цифры извлекаемых запасов нефти в баррелях. Россия занимает 8-е место в мире. Не так славно…

По объему производства Россия находится на втором месте, уступая только США (пока). А если добавить сюда запасы нетрадиционной нефти в Арктике, Баженовское месторождение и другие нетрадиционные месторождения, еще не освоенные технологиями на данном этапе, то Россия может стать лидером по запасам среди всех стран.

Когда-то существовала легенда о том, что под водами Баренцева моря может скрываться целая Саудовская Аравия. Но все это еще нужно доказать и, самое главное, добыть и продать.

Когда Россия перестанет быть страной-бензоколонкой?

Это может произойти уже в 2035 году, если верить официальным прогнозам Александра Новака, министра энергетики, которого продвигал в правительстве (тогда еще Медведев).

Без стимулов добыча нефти в России может упасть на 44% к 2035 году — министр энергетики А. Новак, 2018 год

Другими словами, это означает падение с нынешнего объема производства около 550 миллионов тонн (к 2019 году, до падения ниже 500 миллионов в 2020 году из-за пандемии COVID-19 и соглашения ОПЕК+, но цифр пока нет, а год еще не закончился) до 310 миллионов или даже больше.

Это в свою очередь означает, что после 2035 года у нас будет достаточно нефти для удовлетворения собственного внутреннего спроса (Россия потребляет около 45-50% нефти, добываемой для внутреннего рынка, но к тому времени потребление неизбежно возрастет). Больше не будет экспорта и продажи нефти и нефтепродуктов на внешних рынках. Возможно, после 2035 года мы будем покупать часть собственной нефти за рубежом и превратимся из экспортера в импортера (как ранний Советский Союз).

И Россия больше не будет страной бензоколонок! И оставьте иглу для масла!

Звучит неплохо, правда? Не совсем. Учитывая важность налоговых поступлений от нефтегазовой отрасли в государственный бюджет (более 30% консолидированного бюджета) и значение нефтедолларов в нашем внешнеторговом балансе (в предыдущие годы — до 60%, в этом году, думаю, будет значительно меньше 50% из-за падения цен на нефть и роста цен на продовольствие и металлы), степень их влияния на курс рубля к доллару.

Поэтому в правительстве заранее готовят планы по продлению «бензоколонки» еще как минимум на 15-20 лет от времени «Ч». Тогда мы увидим, что, возможно, нефть перестанет быть актуальной, и мир будет жить в эпоху без углерода, согласно завету Греты Тунберг…

Нужны инвестиции в нефтегазовый сектор экономики

Особенности российской экономики, а точнее способ наполнения бюджета, заключается в том, чтобы выжать все соки из производителей нефти и газа и минимизировать налоги на все остальные сектора экономики. Это один из столпов современного путинизма — налоги на нефтегазовый сектор одни из самых высоких в мире, в то время как налоги на все остальное — одни из самых низких в мире.

Новак напомнил, что в России один из самых высоких в мире налогов на нефтяную промышленность, что затрудняет стимулирование добычи. В среднем компании выплачивают около 68% от своего дохода.

Понятно, что при таких налогах НДПИ, акцизах и других сборах нефтяной сектор может существовать только на базе хорошо разработанных и высокопродуктивных нефтяных месторождений. У нефтяных компаний нет доступа к арктическому шельфу, Баженовской свите или сланцам. Более того, его разработка проблематична. Особенно в условиях низких мировых цен на сырье.

В России нефть закончится в 2035 году для экспорта заграницу

Хорошо известно, что в последнее время геологи не нашли ни одного крупного месторождения, несмотря на то, что нефтяные компании в Российской Федерации десятилетиями ведут разведку и примерно соизмеряют добываемые ресурсы. И уровень запасов, которые трудно извлекать, пропорционально растет. И в результате стоимость добычи нефти для нефтедобывающих компаний продолжает расти.

По словам того же Новака.

За последние 10 лет …. капитальные затраты выросли в 2,8 раза, а стоимость добычи тонны нефти выросла в 2,4 раза.

И это очень важно. И это несмотря на то, что у нас по-прежнему одна из самых низких средних себестоимостей добычи в мире ($10-15 за баррель в совокупности капитальных и операционных затрат). Но очевидно, что эта функция недолговечна.

Свободных площадей становится все меньше и меньше. Ресурсы Западной Сибири истощаются, и необходимо найти новые перспективные месторождения. Их ищут и открывают (последний крупный проект — OOCL компании «Роснефть» в Арктике, о котором я расскажу в ближайшее время). Но нефтяные компании не спешат добывать там нефть — они ждут милостей от правительства, чтобы создать выгодную экономическую модель и получить/максимизировать прибыль в будущем. Стандартная схема со стандартными налогами больше не выгодна.

Если не будет изменен налоговый режим для нефтегазовой отрасли и не будут введены существенные инвестиционные стимулы, то прогнозируемое министерствами энергетики и природных ресурсов снижение добычи на 44% в той или иной форме материализуется. Это неизбежно. Те же налоговые поступления упадут в два раза (3 триллиона рублей в год к 2035 году).

К счастью, Министерство энергетики понимает проблему и не сидит сложа руки. Она предлагает правительству проекты по повышению инвестиционной привлекательности сектора и привлечению инвестиций в совершенствование технологий добычи и геологоразведку.

В результате будут запущены новые направления. Вместе с этим в казну поступают налоговые поступления, которых без запуска этих проектов просто не было бы.

Суть этих предложений до сих пор сводилась не к снижению налогов на добычу обычной нефти или введению новых налоговых льгот для трудноизвлекаемых месторождений. Скорее, речь идет о конкретных предпочтениях, основанных на специфике проекта.

Например

  • Налоговые льготы по НДПИ при геологическом изучении новых месторождений нефти
  • Налоговые стимулы для проектов по увеличению добычи (повышение коэффициента извлечения нефти — в настоящее время коэффициент извлечения обычно составляет 30% от размера месторождения — остальное остается в скважине, поскольку добывать больше нефти невыгодно).
  • Увеличение стимулов для старых проектов с высокими эксплуатационными расходами и новых проектов по разведке и добыче полезных ископаемых

Итог

Что бы ни случилось, ясно, что либо добыча сильно упадет, либо налоги на нефтяную промышленность придется постепенно снижать тем или иным способом. Ведь им все чаще придется иметь дело с истощенными месторождениями или запасами, которые заведомо трудноизвлекаемы. Кроме того, им придется инвестировать в технологии разработки месторождений нетрадиционной нефти.

Это означает, что зависимость бюджета от нефти будет постоянно снижаться, а российская экономика все меньше будет напоминать государство бензоколонок. Хотя и сейчас это не соответствует действительности, это просто популярная фраза ……

Что вы думаете?