Согласно Википедии, бензин представляет собой смесь легких водородов. Смесь легко воспламеняется, может содержать различные примеси, используется как жидкое топливо в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) или как сырье для органического синтеза в промышленности.
Визуально представляет собой жидкость со стойким резким запахом. Цвет бензина варьируется от прозрачного и светло-желтого до оранжевого и светло-голубого. Топливо красят только с одной целью — клеймить в полевых условиях без испытаний.
Какие виды бензина существуют
В зависимости от области применения этот продукт классифицируется:
- Автомобильный.
- Авиационный.
- Бензин растворитель. Используется в производстве покрытий, резиновых клеев, искусственной кожи; для сухой чистки поверхностей, извлечения масла из семян и последующей рафинации.
- Нафта (тяжелый бензин или лигроин). Вид моторного топлива для старых модификаций тракторов, сегодня является сырьем для высокооктановых присадок.
В автомобилях используется этилированный или неэтилированный бензин. Первый вид топлива содержит концентрат различных соединений свинца и очень токсичен. Соединения свинца — тетраметилсвинец и тетраэтилсвинец — добавляют для повышения стойкости к детонации. Не применяется в автомобилях, оборудованных каталитическим нейтрализатором и лямбдазоном: этилированный этиловый спирт очень быстро выводит их из строя. Практически не используется в Европе, Азии и США, но все же распространен в СНГ.
В современных автомобилях используется неэтилированный бензин, если рекомендации производителя по использованию именно этого вида бензина находятся в сервисной книжке или на внутренней крышке бензобака. Вместо свинцовых присадок в энергоресурсы двигателей внутреннего сгорания добавляют эфиры или спирты – они более экологичны, и этот вид бензина в России с каждым годом завоевывает все больший рынок.
Марки бензина
В Европе маркировка топлива для двигателей внутреннего сгорания отличается от принятой в России и СНГ, но они сопоставимы:
Отличия в российской маркировке есть, но они незначительны и обусловлены наличием нескольких ГОСТов на разные виды энергоресурсов.
Производится сезонный, летний и зимний бензин. Первый постоянно используется в южной и центральной климатических зонах, второй — в октябре-апреле в северных и северо-восточных районах. Отличие заключается в содержании тяжелых фракций: в зимнем топливе их значительно больше.
Октановое число (ОС) определяет устойчивость определенной марки топлива к самовозгоранию под давлением в двигателе внутреннего сгорания. Другими словами, OC — это показатель детонационной стойкости: чем он выше, тем ниже риск самовоспламенения бензина до появления свечи зажигания.
Расшифровка маркировки бензина
Не все готовы правильно расшифровать буквенные обозначения и объяснить: А-80, АИ-93 или 95, 102 или 110 — что это такое и на каком транспорте используется.
Как расшифровывается аббревиатура АИ и А
На отечественных заправках встречается и современная (европейская) маркировка бензина, причем более известная – в виде набора букв (А и АИ) и цифр. Буквенный ряд указывает на метод производителя для определения октанового числа:
- А — моторный (в просторечии — автомобильный), с очень высокими нагрузками (степенью сжатия) на одноцилиндровом двигателе внутреннего сгорания.
- АИ — исследовательский: нагрузки при испытании соответствуют средним (в 2 раза меньше, чем при моторном методе).
Вы можете встретить третьи дополнительные «приставки» к традиционному бензину. Например, Экстра АИ-95 или АИ-95-К5: это высококачественное дистиллятное топливное (очищенное) сырье. Дополнительный префикс указывает на экологический класс энергоносителя.
Должен ли я использовать в своем автомобиле бензин с октановым числом, не соответствующим рекомендациям производителя? Нет — установленный ДВС адаптирован к определенному виду топлива, и заправка другой маркой энергоносителя может привести к потере мощности, перерасходу топлива и серьезным поломкам. В сервисной книжке (или руководстве по эксплуатации автомобиля) прямым текстом написано — какой энергоноситель рекомендуется.
Однако современные производители автомобилей допускают кратковременное использование топлива с меньшим октановым числом или выше. Во втором случае ДВС не помешает: топливо будет сгорать медленнее, но КПД будет выше.
Октановое число существенно не влияет на работу ДВС автомобилей, в которых установлен электронный блок управления. Прибор учитывает качество топлива и ОУ и автоматически меняет настройки в топливной системе.