92, 95, 98, 100 — Если эти цифры вам о чем-то говорят, значит вы на нашем канале не просто так. Сегодня мы расскажем вам, откуда берется бензин, и какой исторический путь он прошел, чтобы попасть на современные заправки устраивайтесь поудобнее!
История автомобильного топлива
Первый двигатель внутреннего сгорания изобрел Николаус Отто в 1876 году — это может сказать любой восьмиклассник после нескольких уроков физики. Хотя схема работы с тех пор мало изменилась, есть как минимум одна причина, по которой ее нельзя назвать такой же, как и современную схему — топливная. Двигатель Отто работает на легком бензине. Это означает, что топливо хранится в больших баллонах, и дозаправка – непростая задача. Кроме того, светового газа не так много: в России, например, его производят только 2 завода. Поэтому этот двигатель имеет узкий диапазон и не подходит для транспорта.
Первый в мире бензиновый двигатель
Тогда Готлиб Даймлер, сотрудник компании Николаса Отто, решил сделать это сам и продемонстрировать свою разработку — бензиновый двигатель. По законам жанра руководитель проекта отверг проект, и тогда Даймлер нашел союзника в лице своего коллеги Вильгельма Майбаха, вместе они уволились и продолжили эксперимент, создав в 1885 году первый в мире бензиновый двигатель.
Daimler, Maybach… — Знакомые имена, не так ли? Да, это основатели Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) и Maybach-Motorenbau GmbH, «отцы» марок Mercedes-Benz и Maybach.
Первый бензин гнался как через самогонный аппарат
Однако история бензина началась задолго до этого. Уже в 1745 г в Ухте (Россия) проводились опыты с нефтью и был построен первый нефтеперегонный завод.
Техника проста, похожа на современные самогонные аппараты: котел помещается в печь с трубой, ведущей в пустую бочку. Масло нагревается, попадает в трубку и остывает «по дороге», через воду.
Рафинированное масло в основном используется для бытовых нужд: для ламп.
Родоначальником бензина является Майкл Фарадей – англичанин, открывший электромагнитное поле. Как химик и физик-экспериментатор он провел много экспериментов с углеводородами, пока в 1825 году не выделил соединение, которое могло быстро загореться. Он привез нефть в Малую Азию за свои открытия.
Повышение эффективности бензина
Бензин со временем совершенствовался: химики находили способы повысить его эффективность и увеличить количество готового топлива. Именно это подтолкнуло Daimler и Maybach к их изобретению, и они, возможно, неосознанно объявили войну своим американским коллегам. В США еще в 1826 году изобрели двигатель, работающий на спирте и скипидаре, который Генри Форд использовал в своем первом автомобиле в 1896 году (через 7 лет после того, как Даймлер представил автомобиль).
Борьба за цену Алкоголя и Бензина
Алкоголь был для американских ферм более доступным топливом, чем бензин, поэтому их соперничество продолжается и по сей день. Позиции время от времени меняются: Техас начинает добывать нефть — бензин становится дешевле алкоголя, вводятся государственные льготы сельскому хозяйству — спирт становится выгоднее, появляются законы о неурожаях или засухе — бензин снова на высоте и т.д. также страны, где автомобили работают на этаноле или смеси бензина и этанола. В основном это США и страны Латинской Америки, где стоимость импорта нефти высока. Кроме того, Россия и страны Европы не приспособлены к климату, в котором в качестве топлива используется спирт: на морозе он ведет себя хаотично.
Эволюция продажи топлива
Еще 120 лет назад автомобили были роскошью, скорее исключением, чем правилом, поэтому централизованная продажа топлива была менее необходима. Однако сохранились записи о немецких путешественниках начала 20 века, которые сталкивались с проблемой поиска бензина в каждом населенном пункте по пути. По их словам, продажи топлива небольшие, в основном в аптеках или у врачей.
Первая заправочная станция для автомобилей появилась в Сиэтле (США) в 1907 году, открыта «Калифорнийской стандартной нефтяной компанией». Выглядит это так: 1-2 бочки, в которых хранится топливо и в нем есть шланг, по которому топливо поступает в бак автомобиля. 1920-е и 1930-е годы можно охарактеризовать как период активного развития автозаправочных станций: с 1921 по 1929 год. Их количество увеличилось почти в 12 раз, их стали оборудовать комнатами отдыха и удобными подъездами, продавались дополнительные запчасти, а в 30-х годах мир потрясло новое изобретение – столб с электросчетчиком.
Интересно, что в Европе и Америке заправки открывались поверх магазинов и уличных кафе: топливо было лишь дополнительным товаром. В таком виде они функционируют и по сей день. В России ситуация зеркальная: АЗС — основное предприятие, магазин — вспомогательное, которого может и не быть.
История российских АЗС
1950
Первые автозаправочные станции появились в России (точнее, в Российской империи) в 1911 году, а к 1914 году их количество увеличилось примерно до 440. Активный рост автовладельцев пришелся на 1950-е годы: машина по-прежнему была роскошью, но уже более доступной, чем до войны. В связи с этим топливо тоже развивается: к 60-м гг. На заправках есть бензин с октановым числом 66, 72, 76 и дизельное топливо.
1970
Следующий виток развития пришелся на 1970 год, когда появился первый серийный седан Higuli. Эта новинка привела к увеличению количества заправок и появлению бензина А-92 исключительно для этой модели.
Деление заправок на Гос и Частные
Все заправки в СССР делились на «государственные» и «частные». Конечно, это все народные, но заправляться имеют право только автомобили предприятий, один рядовых жителей, а другой рядовых жителей. Бензин компании предоставляется по карте, и существует строгий месячный лимит, и расширить лимит непросто.
У «частников» все проще: заправляться можно любой суммой наличных (да, здесь несколько раз пытались ввести систему раздачи, но и так талоны можно продавать без ограничений в продуктовых магазинах продают). Цены на топливо в среднем составляли 8 копеек за литр. Когда появился бензин А-92, он считался очень дорогим: 20 копеек за литр.
1980
К 1980-м годам появился купон другого типа: предназначенный для иностранцев. Иномарки уже в основном работают на бензине А-95, который в СССР был в дефиците, продавался не на всех заправках и продавался только тем, кто ехал из другой страны. Заправки стали более современными, комфортными и клиентоориентированными – ударить в грязь лицом перед национальными гостями невозможно.
1990
Начиная с Московской олимпиады, от талонной системы стали постепенно избавляться: сначала на наличные перешли несколько столичных заправок, позже подключились и другие заправки по стране. Национальная доставка «продолжалась» по купонам до 1990-х годов. После распада Советского Союза исчезло разделение на «государственные» и «частные» АЗС и государственная монополия на АЗС.
С тех пор стали появляться настоящие частные разливочные компании (в том числе иностранные), быстро эволюционировавшие из контейнерных компаний в те, которые мы часто видим на дорогах: есть кафе, магазины, зеленые насаждения и даже заправочные станции.