Керосин представляет собой горючую фракцию нефти, прозрачную жидкость с маслянистой структурой и светло-желтым цветом. Жидкие горючие углероды из которых он состоит, отличаются очень высокой температурой возникновения кипения, от +150°С до +250°С. Характеристики и горючие свойства данного нефтепродукта позволяют пользоваться им для заправки авиа и автотехники, приборов используемых для освещения, примусов.
Древнегреческое слово «Кηρóς», обозначающее воск, дало название керосину.
Возникновение керосина в России
Различные виды жиров и светильный газ, используемые в России для освещения, в ХlХ веке полностью заменил керосин. Плотность керосина и его горючие качества намного превосходили их по свойствам. Массовое использование керосина привело к увеличению нефтяного спроса, что повлекло за собой увеличение объемов и более совершенную добычу мальты.
Изобретение в 1853 году керосиновой лампа, которая вытеснила масляную и косвенно привела к развитию активного керосинового промысла.
Начало ХХ века ознаменовалось попытками использовать керосин для заправки сельхозтехники. Но в связи с невысокой испаряемостью и низким октановым числом данного нефтепродукта, запустить холодный двигатель было довольно сложно. Расход керосина был огромен, приходилось устанавливать в технику дополнительный бензобак. Поэтому солярка и бензин в скором времени полностью его заменили.
В середине ХХ века начинается расцвет авиационной и ракетной индустрии, где керосин становится незаменимым топливом.
Получение керосина
Керосин получают в процессе обработки нефти прямой перегонкой или ректификацией. Субстанция, которую получают на выходе, отделяется от воды и примесей неорганического происхождения.
Различные фракции жидкости образуются при доведении ее до конкретных температур:
- до 250°С — бензиновые и лигроиновые фракции;
- от 250°С до 300°С — керосиново-газойлевые;
- от 300°С до 350°С — соляровые или масляные.
Получение керосина с помощью ректификации приводит к разделению частей вещества на жидкую и паровую формы. Вследствие этого образуются дистиллят и флегма. Именно дистиллят обрабатывают повторно до тех пор, пока на выходе не получится керосин в чистом виде.
Керосин — это жидкость, которая имеет легковоспламенимую структуру. Взаимодействие ее паров с воздухом создает взрывоопасную смесь. Эти факторы важно учитывать не только при его производстве, но и при перевозке и хранении нефтепродукта.
Состав керосина
Состав керосина — это смесь летучих углеводородов. Способ переработки нефтепродукта влияет на содержание химических веществ содержащихся в нем. Сернистые, кислородные, азотистые соединения входят в керосиновый состав.
Вид углеводородов влияет на их процентное соотношение в составе:
- бициклические ароматические — от 5 до 25 %;
- нафтеновые — от 20 до 50%;
- предельные — от 20 до 60%;
- непредельные — до 2%.
Все характеристики этого продукта, также могут быть разными из-за способа переработки, температуры содержания и других условий. При температуре +20°С показатель плотности керосина варьируется от 0,76 до 0,85 г/см3. Вязкость от 1,2 до 4,5 мм2/с.
Вязкость больше всего подвержена влиянию температуры. Чем выше температура, тем меньше вязкость и наоборот.
Самовоспламенение может возникнуть при температуре +350°С, а вспышка от +28°С.
Применение керосина
Керосин является одним из самых распространенных видов нефтепродуктов, поэтому применяется в различных областях и сферах.
С его помощью можно создать:
- топливо для реактивных двигателей;
- горючее для оборудования используемого для обжига;
- растворители;
- добавки в ракетное топливо;
- заправки для техники, промышленной и бытовой;
Осветительный керосин применяют и на производстве и в бытовой жизни. Его использование в технических целях для чистки и смазки различных механизмов, пропитки кожи и других задач также нашло широкое применение.
Эта жидкость заняла свое место и в народной медицине — в небольших дозах и с добавлением других средств его используют для избавления от вшей, профилактики болезней органов дыхания, сердца, желудочно-кишечного тракта, нервных расстройств. Разбавленным керосином растирают тело, и ставят примочки на пораженные болезнью места.
Применение керосина требует определенных мер предосторожности. При значительном повышении температуры самого вещества или воздуха вокруг него, происходит увеличение испарения керосина. Пары керосина являются токсическим и проявляют раздражающее влияние на слизистые оболочки и глаза человека. Сам керосин в чистом виде вызывает раздражение кожи.
При продолжительном воздействии происходит отравление нефтепродуктов, которое проявляется следующими симптомами:
- Возникновение жжения не только во рту, но и в пищеводе, расстройство стула, боли в печени. Эти симптомы характерны отравлению через рот.
- При попадании токсических летучих веществ через дыхательные пути, проявляется керосиновое воспаление легких. Оно характеризуется кашлем с мокротой, болями во рту, температурой, запахом керосина изо рта.
При первых признаках отравления керосином необходимо срочно обратиться к врачу.
Существующие разновидности керосина
В зависимости от содержащихся в составе химических веществ, фракций и областей применения керосин подразделяют на 4 основные группы:
- Технический.
- Ракетный.
- Авиационный.
- Осветительный.
Технический
Используется для создания этиленов, пропиленов и других углеводородов. Его используют как растворитель для промывки и очистки деталей сложных форм и разных размеров, как топливо для оборудования в цехах. Используется для обжига изделий из фарфора стекла.
Существует 2 марки технического керосина — КТ1 и КТ2. Существенным их отличием является содержание в них серы, что влияет на разную температуру вспышки. У КТ1 содержание серы ниже, а температурный показатель вспышки выше.
Ракетный
Может 10 лет храниться в закрытой емкости. При его сгорании образуется обратная тяга, количества которой хватает для работы ракетного двигателя. Этот вид содержит малое количество примесей и считается самым чистым. К особенностям относят:
- химическую стабильность;
- отсутствие серных образований;
- стойкость к изнашиванию;
- отсутствие термоокисления.
Авиационный
Используется для заправки авиационной техники и смазки ее деталей. Является самым распространенным В теплообменниках выполняет роль хладагента. Имеет довольно высокие противоизносные и низкотемпературные свойства.
В качестве топлива для авиации используют дистилляты, которые включают в свой состав газойлевые, лигроиновые, керосиновые фракции и дистилляты бензина.
Существует несколько видов авиационного керосина:
- ТС1 — получают от прямой перегонки нефти при температуре от 150°С до 250°С. Гидроочищается. Используется как топливо для гражданской и для дозвуковой военной авиации.
- Т6 и Т8В — используются исключительно для заправки сверхзвуковых самолетов армии.
- РТ — продукт массового производства с добавлением специальных присадок. Полностью соответствует мировым стандартам качества.
- Т1 — обладает низким содержанием серы, но при этом хорошими смазывающими характеристиками. Имеет низкую температурную стабильность, что приводит к образованию отложений на деталях двигателей. Производится в ограниченном количестве.
- Т2 — низкая плотность этого керосина ограничивает высоту полетов. Используется в качестве резервного вида топлива.
Осветительный
Сгорает без копоти и нагара обеспечивая ярким светом. Его температура горения от +35°С до +75°С. Именно этот вид керосина используется в качестве растворителя. Его качество зависит от содержания в нем парафиновых углеводородов. Чем их больше, тем выше качество.
Используется в осветительных и калильных керосиновых лампах, в оборудовании по резкое металла, в бытовой технике.