В цепочке получения топлива важное место занимает переработка исходного продукта – нефти. Методы могут применяться химические и физические. К последним относится способ прямой перегонки. Химический путь имеет варианты:
- крекинг термический, каталитический и гидро;
- пиролиз;
- риформинг каталитический.
Выбор метода производства зависит от состава используемого сырья и качества ГСМ, которое хотят получить. Каждый из методов имеет достоинств, недостатки и сопровождается получение различных вторичных продуктов.
Методы переработки топлива в зависимости от агрегатного состояния
Топливо, которое широко используется потребителем, бывает в трех агрегатных состояниях:
- жидком;
- твердом;
- газообразном.
Выбор способа, который будет применен для переработки топлива, во многом определяется именно его агрегатным состоянием.
Вещества, которые при сжигании выделяют тепловую энергию, называют топливом. Без него не обходятся ни в одной промышленной отрасли. По происхождению, т.е. по тому, находится ли оно в природе в первозданном виде или его получают переработкой, топливо бывает естественным и искусственным.
Методы переработки жидкого топлива
Для получения жидкого топлива, широко используемого в промышленности и быту, исходным сырьем служит нефть.
Для этого применяют один из двух методов — физический или химический. Первый состоит в перегонке и расщеплении нефти на фракции. Вначале извлекается под давлением моторное масло и мазут. Затем с помощью вакуумной технологии на спецустановке его перерабатывают, получая от 10 до 25 процентов бензина (от общего объема исходного сырья).
Более эффективным является второй метод, позволяющий получить качественного продукта в разы больше. На нефть воздействуют температурой или используют химические элементы (крекинг), что приводит к разделению тяжелых молекул углеводородов. В результате образуются продукты с небольшим молекулярным весом. Таким способом получают бензин, объем которого от общего объема сырья может доходить до 70%.
Основные способы переработки твердого топлива
К твердому топливу относятся: уголь каменный и бурый, антрацит и торф. Для их переработки применяют некаталитическое преобразование, для которого требуется очень высокая температура. В результате распада, на выходе имеют жидкость, твердый остаток и газ.
Всего способов 4:
- полукоксование и коксование;
- деструктивная гидрогенизация;
- газификация.
Уголь, перед отправкой на коксование, подлежит сортировке. Затем дроблению, обезвоживанию и обогащению. Длительность процесса, проходящего в специальных печах – 13-14 часов. Получившийся газ в своем составе содержит ценнейшие составляющие: аммиак, бензол, сероводород и другие. Итоговыми продуктами являются: кокс, смолы, шлак, полукокс, ДТ, керосин, бензин и т.д.
Помимо указанных видов топлива, широкое применение имеет газовое (в промышленности и в быту для обогрева строений). Также без него не обойтись при производстве минеральных удобрений, моющих средств, каучуков, пластмасс. Чтобы превратить газообразное топливо в химическое сырье, необходимо его разделить на узкие фракции или компоненты. Для этого выбирают:
- конденсацию при низкой температуре: охлажденный газ, превратившись в двухфазную систему, разделяется на жидкость и газ;
- абсорбцию, суть которой заключается в извлечении компонентов с помощью жидких охлажденных углеводородов с проведением впоследствии десорбции;
- ректификацию низкотемпературную, предполагающую охлаждение газа под высоким давлением, выделение конденсата и их разделение.
Качественная переработка дизельного топлива от лучших заводов
Сложный процесс получения ДТ, еще и очень затратный, поскольку нуждается в постоянной модернизации, ремонте и замене оборудования. Поэтому проходит он на крупных нефтеперерабатывающих заводах, где строго соблюдаются технологии производства, производится многоступенчатый контроль качества на всех этапах:
- первичной обработки: обезвоживание исходного сырья, удаление механических включений, разделение на фракции (ректификация);
- вторичной: изменение химсостава, процентного содержания углеводородов с применение каталитического или термического крекинга, удаление серы;
- смешивание компонентов топлива, добавление (в случае необходимости) различных присадок.
В России крупнейшим производителем топлива является московский НПЗ. Всего же крупных заводов по переработке нефти в стране 32 (правда, некоторые в настоящее время работают не на полную мощность). Помимо них имеется много мини-НПЗ. Во времена Союза при их строительстве исходили из 2 факторов:
- минимизировать затраты на транспортировку (заводы строили в непосредственной близости к месту добычи нефти);
- близость к району потребления.
Сегодня продукция заводов предназначена не только дл внутреннего потребления, но также для экспортирования в другие страны.
Производство нефтепродуктов с помощью прямой перегонки
Природная нефть состоит из спектра углеводородов, отличающихся строением и температурой кипения, поэтому фракции не сложно разделить и сконденсировать, получив бензин, керосин, мазут и пр.
Такой процесс называется прямой перегонкой нефти. Сырье с помощью мощных насосов непрерывно поступает на нефтеперерабатывающий завод, что обеспечивает непрерывность процессу. Оно закачивается в трубчатые печи, нагревается до 350 градусов, направляется в ректификационную колонну, где и происходит процесс разделения на фракции. Тяжелый мазут остается снизу, а легкие пары углеводородов поднимаются вверх, где происходит пофракционный отбор.
Процесс термического крекинга
Этот процесс относится к химической переработке нефти. Он позволяет молекулы расщеплять на легкие или более твердые части с получением в конечном итоге фракций бензиновых, дизельных и керосиновых.
Крекинг термический подразделяется на парофазный и жидкофазный. Для первого температура нагрева составляет 550 градусов, но давление невысокое. Сегодня метод практически не используется из-за низкой эффективности и большого числа, содержащихся в конечном продукте, примесей.
Наиболее широко применяют крекинг жидкофазный. Он заключается в нагреве исходного сырья до 500 градусов под давлением до 50 ат. Авиационный керосин и бензин, ДТ получаются высококачественными, соответствующие всем нормам.
Каталитический крекинг
Новый способ, предполагающий использование катализаторов. Температура, при которой процесс протекает, как и при термическом крекинге, высокая, но давление приближено к атмосферному. Отличием являются катализаторы – алюмосиликаты, благодаря которым идет процесс изомеризации. Как следствие, фракции получаются химически более устойчивыми.
Доля получаемого бензина составляет до 78% от общей массы сырья. Качество его высокое, примесей мало. При этом, бензин устойчив к детонациям, что крайне важно, учитывая область его использования.
Гидролитический крекинг
Способ можно считать разновидностью каталитического крекинга. Он протекает также при температуре 500 градусов, давлении порядка 200 атмосфер, но расщепление происходит с использованием водорода. Катализаторами выступает платина и вольфрам. Используется метод для получения топлива для турбореактивных двигателей.
Методы утилизации топлива
В ДТ присутствуют опасные вещества, поэтому возникает необходимость в его утилизации — избавлении от опасных компонентов или полном восстановлении для дальнейшего использования.
Также это делать необходимо в случае аварий, при низком качестве топлива и пр. Законодательством категорически запрещен самопроизвольный слив дизельного топлива.
Способов утилизации несколько:
- механический: перемешанное горючее разделяют на воду и твердый остаток, из которого затем выделяют нефтепродукт;
- термический: специальным электрополем полностью уничтожают топливо;
- биологический: разлагают подлежащее утилизации топливо на углекислый газ и воду при помощи специальных микроорганизмов;
- экстракционный: растворяют полностью в органических растворителях;
- полная переработка: из ДТ выделяют фракции кокса, товарной нефти, кокса, топлива, применяемого для печного отопления.
Чем опасны отходы ДТ?
Отходы ДТ относится к группе опасных веществ (3 класс опасности). При попадании на кожу, они могут вызвать сильное раздражение, даже ожоги, привести к воспалению слизистых. Разлитое на землю, оно наносит вред экосистеме (ученые выяснили, что пары ДТ токсичнее, чем бензиновые).
Присутствуют в составе также:
- радиоактивные элементы;
- нервные яды, которые вызывают наркотический эффект, возбуждающее действие (меркаптаны);
- диоксид серы и альдегиды;
- угарный газ и соединения металлов.
У человека они могут вызывать сильнейшие головные боли, рвоту, судороги. Поэтому, сохранить свое здоровье и защитить окружающую среду, отходы обязательно подлежать утилизации.
Как проходит переработка дизтоплива?
Иногда, по разным причинам, топливо получается низкого качества. В таком случае, его отправляют на переработку. Она также потребуется, если:
- на предприятии произошла авария;
- оно загрязнено;
- обнаружены недопустимые примеси;
- топливо неправильно хранилось.
Переработка – процесс непростой. Это целый комплекс работ, включающий:
- сбор в металлические бочки (емкости);
- доставку к месту утилизации;
- переработку (нейтрализацию опасных составляющих);
- получение документов, подтверждающих проведение утилизации.