Аналитический эксперт ООО «ЦТР» каждый день мониторит цены на нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, керосин) и анализирует рынок на фоне сложившейся ситуации на топливном рынке.
С начала мая 2024 года крупные трейдеры, оптовые компании по продаже топлива и конечные потребители столкнулись с проблемой нехватки объёмов. Автоналив, доставка по железным дорогам и даже на автозаправочных станциях присутствует дефицит Дизельного топлива и Бензина.
Разберёмся по фактам!
Согласно Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (https://spimex.com/) топливо в 2024 году дорожало каждый месяц. Светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин, керосин) с начала года на май 2024 года прибавили 56.8%!
На 18 май Дизельное топливо торгуется в размере 62.37 рубля за литр в Европейской части, против 36.02 рубля за литр в начале года на 18 января. Видим, рост за 5 месяцев составил — 57.75 %! Что значительно превышает инфляцию.
Становится непонятно, почему оптовая цена выше цены на АЗС. Проще говоря, если бы у Вас была своя АЗС, Вы бы покупали дизель оптом дороже, чем продавали в розницу.
Почему так происходит?
Есть производители топлива- нефтяные компании (ЛУКОЙЛ, ГАЗПРОМНЕФТЬ, РОСНЕФТЬ, ТАНЕКО, ТАИФ и т.д.), которые могут продавать нефтепродукты на экспорт, либо внутри страны. Когда мировые цены на нефть, нефтепродукты высокие, а рубль ослаб — выгодно продавать заграницу.
Для информации: в Китае литр дизтоплива стоит 83.00 рубля за литр. В Европе — солярка может стоит до 200 рублей за литр!
Выходит, что Нефтяным компаниям топливо выгоднее продавать зарубежным странам и получать иностранную валюту за товар и им выгодно продавать весь произведенный товар на экспорт.
Для урегулирования ценового предложения внутри страны, Правительство РФ создало Топливный демпфер.
Топливный демпфер работает следующим образом: есть внутренняя приемлемая цена в стране, которая комфортна Правительству и населению. Так же имеется рыночная экспортная стоимость нефтепродуктов. Когда экспорт выгоднее, то бюджет страны компенсирует разницу, чтобы нефтяные компании не завышали цены и продавали топливо внутри страны. Если же стоимость топлива выгоднее на внутреннем рынке, то платят Нефтяные компании- производители!
Почему растет цена?
Демпферное соглашение действовало до 1 мая 2024 года. С этого момента начался резкий рост оптовых цен и снижение объёмов . Нефтяным компаниям становится ещё интереснее экспорт на фоне слабого рубля. Продают за валюту, меняют на рубли и получают ещё больше прибыли.
Внутренний рынок перестраивается, происходят изменения не в пользу конечного российского потребителя. Реального дефицита на рынке нет, всё работает в штатном режиме, топлива достаточно, но оно ограниченно в продаже.
Что будет дальше?
- Топливо будет дорогим, либо расти цена на топливо пока цена на нефть растет, а рубль слабеет.
- Снижение цен на черное золото не ожидается, поэтому ждем реакции Правительства и ЦБ в укреплении рубля, чтобы производители активно наполняли рынок топливом, для снижения оптовых цен.
- Скорее всего цена в ближайшее время стабилизируется, но низкой цены ожидать не стоит.