Прием заявок: Ежедневно с 09:00 до 21:00
Круглосуточно
Москва, МО и вся Россия
ЦТР > Полезные статьи >

Кто создал жидкий газ и почему он такой востребованный

По популярности в качестве автомобильного топлива сжиженный газ уступает только бензину и дизельному топливу. В то же время сжиженный нефтяной газ имеет хорошие перспективы в свете предстоящей декарбонизации — газовые двигатели выбрасывают вдвое меньше CO2, чем бензиновые двигатели. Сегодня мы расскажем вам, как возникла технология преобразования углеводородных газов в жидкости.

Создатель Блау

Идея сжижения углеводородных газов путем сжатия была впервые выдвинута и коммерциализирована в 1903 году немецким инженером Германом Блау из Аугсбурга, учеником нобелевского лауреата Адольфа фон Байера по химии.

Кто создал жидкий газ и почему он такой востребованный

Герман Блау

Он поставил перед собой цель нагревать нефть или нефтепродукты в метантенках нефтегазовых заводов для получения газообразных смесей (пропан, бутан, изобутан, пропилен, этилен и др.). Эти газы характеризуются высокой теплотой сгорания – около 11 000 кал/м3 – и способностью сжижаться при относительно низких давлениях. Сжиженный и «баллонный» газ под торговой маркой «блаугаз» легко транспортируется и поэтому доступен для предприятий и населения, изолированных от газовой инфраструктуры города.

Он легко используется для резки металла и для автономного освещения на вокзалах и в спальных вагонах. Он быстро распространился по Европе и в конце 1900-х годов в Соединенных Штатах, где на восточном и западном побережьях Соединенных Штатов было построено много газовых заводов.

Распространение жидкого газа в России

К началу 1910-х годов технология производства сжиженных «нефти и газа» дошла до России. В 1912 году в Петербурге было создано русское акционерное общество «Блаугаз» «для устройства и эксплуатации осветительных установок на сжиженном газе». Еще в 1913 году на Всероссийской санитарной выставке она была награждена малой золотой медалью за «разработку производства сконденсированного в жидкость газа (нефти) и пригодность всей системы, связанной с работой сжиженных газов» для различного назначения.

В годы Первой мировой войны владельцы завода «Блаугаз» (переименованного по понятным причинам в «Нефтегаз») предприняли попытку перенести производство в Баку, где начали строительство нефтегазового завода по производству толуола, поставку линий для сжижения отходящих газов.

Сжижение природного газа в балоны

Американцы не остановились на достигнутом. Признавая преимущества «разливки» природного газа и значительных объемов попутного газа и нефти, они попытались применить к этому природному газу технологию сжижения. В ноябре 1909 г. «Санкт-Петербургские Торгово-промышленные ведомости» сообщали:

«До последнего времени производились опыты по транспортировке природного газа под давлением в больших стальных баллонах, подобных тем, которые применяются для транспортировки углекислого газа и кислорода. Природный газ настолько ценен, как качество светотехнического материала, транспортировка природного газа в конденсированном виде может стать очень прибыльной отраслью».

Торговая марка Браугаз

Торговая марка Браугаз

Химик Уолтер Снеллинг, имеющий дипломы Гарвардского, Йельского и Вашингтонского университетов, протестировал процесс стабилизации бензина путем разделения пропан-бутановой фракции в лаборатории горнорудного управления США в Питтсбурге. Первый цилиндр представлял собой обычную бутылку из-под газировки, сплетенную из стальной проволоки, и оказался в его лаборатории. В 1912 г в русском журнале «Нефтяное дело» сообщалось:

«Г-н У. О. Снеллинг, химик из Горного бюро США, изобрел способ, позволяющий часть жидкости, получаемой при концентрировании газа, превращать в бензин для транспортных средств, а часть — в сжиженный газ для освещения. Этот газ запаян в баллон, его можно использовать для освещения уединенных ферм, маяков и т д.».

Патентование технологии сжижения

В то же время Фрэнк Петерсон, сотрудник Bessemer Engine Company, работал над производством природного бензина путем конденсации газа. Он закупил сотни килограммов льда для заполнения стоков газопроводов завода, так как низкая температура газа способствует конденсации жидкости и сжижению газа. Химик Джордж Баррел работал над анализом и лабораторным фракционированием угля и нефтяного газа. Снеллинг, Петерсон и Баррел окружают Горное управление США.

12 июня 1911 г. У. Снеллинг приступил к написанию сведений, необходимых для получения патента на его метод перегонки сжиженных газов при температуре и давлении. К 5 июля Петерсон подал заявку на патент на свое изобретение по сжатию газа (выдан 2 июля 1912 г.). Тем временем Снеллинг ведет переговоры с Riverside Oil Company о коммерциализации патентов с использованием отходов завода по производству природного газа и бензина в Систерсвилле, штат Вирджиния).

Доктор Уолтер Снеллинг

Уолтер Снеллинг

Уолтер Снеллинг

11 ноября 1911 года владельцами нефтяной компании была зарегистрирована Американская Газольная Компания. Если сжиженный пиролизный газ имеет марку «Блаугаз», то сжиженная пропан-бутановая фракция становится товарным продуктом, называемым газом. Компания развернула масштабную рекламную кампанию, волны которой докатились и до России.

Первые газовые фонари

17 мая 1912 года на ныне несуществующей железнодорожной станции Ле Бёф недалеко от Уотерфорда, штат Пенсильвания, в доме Джона Харинга зажглись газовые фонари, и хозяйка приготовила первый ужин. Этот день считается днем ​​рождения индустрии сжиженного нефтяного газа в США.

Решение России использовать технологию для получения жидкого газа

После известия об успешных опытах В. Снеллинга в журнале бакинских нефтяников «Журнал Бакинского отделения Российского императорского технического общества» был поднят вопрос о развитии этой отрасли в России:

«Транспортировка сжиженного газа в России из скважин Стальные бомбы для осветительных целей — ближайшее будущее. Эта операция уже проводится в США, где используются толстостенные стальные цилиндры, рассчитанные на 100 атм. <…> Следует рассмотреть возможность реализации и этого метода в нашей местности добычи нефти и газа, таких площадей предостаточно».