На отечественном рынке изобилие всевозможных видов и марок дизельного топлива.
Вы можете найти «Дизельное топливо», дизельное топливо ЕВРО от 4-го до 6-го класса, ДТ ЕВРО сортов С, D, видов II, III и т.д. Попадаются «Опти экологического класса», «Экологическое городское», ДТ с «улучшенными экологическими свойствами» и ДТ «Экто» и «Дизель-опти».
Достойную рыночную нишу занимает и судовое маловязкое топливо.
Что такое СМТ?
Судовое топливо подразделяется на два основных вида:
- Тяжёлое (мазуты с вязкостью от 30 до 700 мм/с).
- Лёгкое, по свойствам и качественному составу очень близкое к ДТ.
Тяжёлые виды СМТ далее в статье не рассматриваются.
Виды лёгкого судового маловязкого топлива
По содержанию серы подразделяется на классы:
- I, первый. В составе продукта серы должно быть менее 0,5%.
- II, второй. Допускается содержание серы от 0,5% до 1,0%.
- III, третий. Содержание серы более 1,0%, но не превышает 1,5%.
По сезонности применения СМТ делится на виды:
- Летнее, используемое при температурах наружного воздуха не ниже – 5 °C.
- Зимнее, работающее при минус 30 град.
- Арктическое, сохраняющее свойства при минус 41 — минус 50 град.
Классификация судового топлива
Международная классификация разделяет лёгкие судовые топлива по качеству на сорта DMX, DMA, DMZ и DMВ. Сорт DMX наиболее близок по характеристикам к ДТ и считается его аналогом.
При делении по качеству учитываются следующие параметры:
Вязкость
Величина, характеризующая внутреннее трение жидкости и её сопротивление течению.
Кинематическая вязкость влияет на прокачиваемость и тонкость распыления. Измеряется, как правило, при 200С. Прямо зависит от температуры топлива. При пониженных температурах возрастает до критических значений. Этим и обусловлено применение ДТ и СМТ летнего, зимнего и арктического типов, содержащих пакеты депрессорных присадок, понижающих порог загустевания топлива.
В конструкции современных дизельных моторов предусмотрен обогрев блока топливных фильтров и бака, что позволяет применять качественное горючее, не имеющее в своём составе присадок.
Содержание серы
Насосы топливной системы, плунжеры форсунок при работе смазываются только жидкостью, которая через них проходит.
Смазывающие свойства любого ДТ зависят от содержания в нём серы. Высокое содержание серы повышает смазывающие качества топлива, одновременно увеличивая токсичность отработанных газов. Пониженное, требуемое стандартами охраны окружающей среды, вынуждает производителей применять процессы десульфатизации и вводить в состав горючего смазывающие присадки, что никак не удешевляет конечный продукт.
Плотность
Плотность топлива зависит от его температуры и может колебаться в широких пределах. В документах о качестве обычно указывается плотность в кг/м3 при 150С. Для качественных ДТ и СМТ эта величина составляет ото 800 до 860 кг/м3.
Пожалуйста, не путайте физические величины «плотность» и «удельный вес».
В реальных условиях плотность ДТ может изменяться на 15-25%, и оказывает значительное влияние на топливную экономичность мотора. Проще говоря, зимой любой мотор больше «жрёт» в литрах, но не в килограммах.
При определении удельного расхода топлива автопроизводители используют показатель кг/л.с в час, или кг/кВт*час.
Коксуемость
Очень важный показатель, обязательно указываемый в документах качества. Указывает процентное содержание смол и тяжёлых углеводородов, сгорающих при рабочем ходе поршня и превращающихся в нагар, откладывающийся на стенках камеры сгорания, форсунках и попадающий в моторное масло. Часть продуктов коксования топлива уходит с выхлопными газами, образуя сажу и ухудшая экологические характеристики мотора.
Во всех типах горючего для дизельных моторов коксуемость не должна превышать 0,3% по массе.
Зольность
Все углеводородные топлива при сгорании превращаются не только в газообразные продукты, но и в золу, основная составляющая которой — твёрдые соединения серы и негорючие присадки к топливу.
Допускаемая зольность — не более 0,1% от массы топлива.
Чем судовое маловязкое топливо отличается от дизельного топлива
Внешне оба вида топлива ничем не отличаются. Качества СМТ зависят от способа его производства. Содержание вторичных продуктов переработки нефти (дистиллятов, газойлей) повышает коррозионную агрессивность топлива.
Главные отличия СМТ от ДТ:
- Низкое цетановое число.
- Высокое содержание серы.
- Кинематическая вязкость СМТ, от 4,0 до 11,4 мм2/с, выше, чем у ДТ (1,5-8,0 мм2/с, в зависимости от сезонности).
- В составе СМТ в большом количестве могут присутствовать полициклические ароматические углеводороды — парафины, асфальтены и смолы – примеси, ухудшающие низкотемпературные свойства, температуру фильтруемости и застывания. Чтобы минимизировать их влияние, в топливо добавляют депрессорные присадки, которые снижают температуру застывания и улучшают текучесть.
- В дизельном топливе содержание полициклических ароматических углеводородов не должно превышать 8% по массе топлива, в СМТ этот показатель иногда вообще не нормируется.
Возможна ли замена дизеля судовым маловязким топливом?
Дешёвое дизельное топливо в стране отсутствует.
После всех обязательных выплат и акцизов, себестоимость ДТ для производителя настолько велика, что разница между Евро-0 и Евро-5 для него становится почти незаметной.
Все ввозимые на территорию России транспортные средства с 2013 года должны соответствовать стандарту не ниже Евро-4. Исключение — модели выпуска до 2012 г., для которых допускается соответствие Евро-3, хотя этот стандарт отменён в Европе ещё в 2005 г.
Государственный стандарт ГОСТ 305-2013, «Топливо дизельное. Технические условия» предусматривает выпуск ДТ с содержанием серы даже до 2000 мг/кг, с оговоркой, что такое топливо производится по государственному оборонному заказу и не допускается к реализации на АЗС общего пользования. Однако, с «гостовским» содержанием серы в 500 мг/кг отечественная «солярка» будет считаться вполне пригодной для заправки дизельных автомобильных моторов.
Сравните — 10 мг/кг у ДТ Евро-5 и 500 мг/кг — в 50 раз больше! — по ГОСТу.
Современный дизельный мотор просто не сможет сжечь в цилиндрах такое количество серы. Его сажевые фильтры и нейтрализатор очень быстро «прикажут долго жить». Моторное масло будет работать в совершенно других условиях, чем задумал изготовитель двигателя. Форсунки и поршневые кольца закоксуются.
С учётом технические и экономические условий, в которых работают производители автомобильных топлив, на государственном уровне разработан и утверждён целый ряд документов и технических условий.
Вот цитата из сертификата качества одного из видов СМТ:
«Топливо маловязкое судовое, вид II, соответствует:
— Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к авиационному и автомобильному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
— Техническим условиям (таким-то)».
Так что, вопрос «Можно ли заливать вместо дизельного топлива судовое маловязкое?» не требует ответа — почти все наши владельцы дизельных авто давно это делают.
На несколько лет раньше упомянутого, введён в действие ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия». Согласно этому стандарту, очень низкое содержание серы компенсируется смазывающими добавками.
Дизельное топливо ЕВРО достаточно распространено в Европейской части России.
Неприятная особенность одна: Высокая цена.
Дизельные двигатели не выше Евро-3 легко переваривают СМТ, не замечая разницы с ДТ. Автомобильные дизельные моторы класса Евро-4 и выше, не приспособлены к горючему с таким количеством серы.
Для ДВС легковых автомобилей в Европе цетановое число ДТ должно быть 54-56 единиц. В России эти стандарты менее жесткие, по сравнению с европейскими. У нас допускается топливо с цетановым числом 48 (зимнее ДТ). У летних марок с депрессорными присадками это число снижено до 42 единиц.
Высокое цетановое число — не главное качество. При значениях ЦТ более 60, горючее не успевает сгорать в цилиндрах, следствие — чрезмерная дымность выхлопных газов, повышенный расход.
Что такое маловязкое судовое топливо вид А
Высококачественное дизельное (судовое маловязкое) топливо. Выпускается предприятиями, входящими в ПАО АНК «Башнефть» и НК «Роснефть». Соответствует ТУ 38.101567 и требованиям Технического регламента ТС. По международной классификации относится к DMX.
Характеристики
- Вязкость кинематическая 4,6-4,63 мм2/с, при требованиях ТР ТС 11,4.
- Температура застывания, град.С — минус 10.
- Массовая доля серы — не более 0,091-0,0961% при норме по ТР ТС 1,5%.
- Массовая доля меркаптановой серы — не более 0,0013 — 0,0016%, при норме 0,025%.(Чем больше этот показатель, тем выше коррозионная активность топлива.)
- Коксуемость — не более 0,02% при нормативном значении 0,2%.
- Зольность — не более 0,002%, при требованиях 0,01%.
- Массовая доля механических примесей не более 0,0035% при допускаемом значении 0,02%.
Способы получения
Производится из лёгких фракций нефти после её перегонки в рефракционных колоннах. В технологии получения применяются процессы каталитического крекинга, замедленного коксования, каталитического риформинга, изомеризации и гидроочистки.
Особенности и отличия от других видов
- СМТ вид А хорошо смазывает плунжерные пары ТНВД, распыляется форсунками мотора, не образует нагара и сажи в выхлопных газах.
- Практически не содержит воды, так как при изготовлении проходит установку гидроочистки. Коррозионная активность низкая.
- Современные европейские дизельные моторы требуют топлива с цетановым числом 54-56. Цетановое число СМТ вид А около 50, при значении 42-48 у других отечественных видов СМТ.
Недостаток: Температура застывания (-100С) меньше, чем у СМТ, например, вида II (-410C).
СМТ типа А — лучший вариант топлива для дизельного автомобиля с мотором, отвечающим экологическим требованиям не выше Евро-3.
В автомобилях, оборудованных системами обогрева фильтров или топливного бака, СМТ типа А может применяться круглогодично. При отсутствии подогрева в топливной системе, не следует использовать СМТ типа А при температурах окружающего воздуха ниже минус 10 градусов.
Можно ли заменить маловязкое судовое топливо вид А автомобильным дизтопливом?
Владельцу маломерного судна, на котором стоит мотор, произведённый во времена Евро 0, прекрасно подходить обычная «соляра». Рыбаки и охотники с успехом используют дизтопливо, приобретённое по личным каналам и связям.
Заправить бак своей лодки ДТ ЕВРО рыбак с берегов Оби или Енисея заведомо не сможет, волжскому или донскому «эксплуатанту» делать это категорически не рекомендуется. Низкое содержание серы, в конечном итоге, приведёт к поломке ТНВД и задирам плунжерных пар форсунок.
Судоводители крупных судов заправляют их в официальных пунктах бункеровки, где исключено случайное попадание других марок горючего в баки (танки) судна, а сделать это намеренно судоводителю не позволит должностная инструкция.
Владельцу яхты, идущей от Лазурного берега в Ионическое море, безразлично, чем питаются моторы его судна.
Однако, его механик должен знать, что существуют:
- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL 73/78), ограничивающая выбросы продуктов сгорания.
- Зоны SECA, зоны контроля морских бассейнов и районов, где строго проверяются выбросы оксидов серы и установлены ограничения на ее содержание в судовом топливе.