Синтетическое дизельное топливо – это углеводородное топливо, которое изготавливается иначе, чем обычные топлива, то есть полученное путем переработки сырья, обладающего свойствами, непригодными для потребителей, перед переработкой.
Синтетическое ДТ и синтетические масла можно получить из лигнита и каменного угля. Между тем идея использования угля для производства жидкого моторного топлива не нова. Еще в прошлом веке была изобретена технология превращения угля в синтез-газ с последующим синтезом нефтепродуктов под давлением по так называемому процессу Фишера-Тропша.
Настоящее изобретение относится к дистиллятному материалу, имеющему высокое цетановое число и подходящему для использования в качестве дизельного топлива или компонента смесей дизельных топлив, и к способу получения дистиллята. В частности, изобретение относится к способу получения дистиллятов из парафинов Фишера-Тропша.
Как производят синтетическое дизтопливо
Предлагаемая технология производства нефтепродуктов из угля принципиально отличается от традиционной технологии, использующей в качестве устройства проточный кавитационный реактор. Здесь нет газовых фаз и вредных выбросов. Если раньше, чтобы насытить уголь водородом, нужно было обеспечить высокое давление — не менее 60-100 атмосфер и температуру — свыше 600 градусов, и добавить катализаторы, то сейчас все дешевле и проще. Нет необходимости строить целый завод с огромным производственным циклом. Новое технологическое оборудование занимает площадь всего 40 х 40 метров.
Секрет новой технологии производства синтетических нефтепродуктов заключается в использовании принципа кавитации, в области кавитации процесса, при котором жидкости закипают под механическим воздействием. При кипячении пузырьки схлопываются, расходуя в 40 раз больше энергии, чем требуется для их образования.
Если раньше принцип кавитации использовался только для получения водоугольного топлива, то теперь он используется для синтеза нефтепродуктов. Кроме того, используется эффект Юткина. При пропускании через жидкость электрического тока электрическая энергия преобразуется в механическую энергию — ударная волна. Он работает на наноуровне, разрушая молекулярную структуру угля и насыщая его водородом. Благодаря этим эффектам и принципам даже без сверхвысокой температуры и высокого давления создаются условия для реакции сжижения угля и синтеза жидких продуктов. В результате выход продукта высокий: более половины угольной массы превращается в нефть.
Производственный процесс состоит из двух этапов. Сначала установка перерабатывает дешевый бурый уголь (этого угля в мире во много раз больше, чем коксующегося угля) в аналог нефти, а затем в синтетические моторные топлива — бензин, дизельное топливо и мазут.
Синтетическое дизельное топливо стоит в три раза меньше, чем обычно получаемое.
Рекомендации к применению
Чистое использование синтетического топлива не рекомендуется. Чрезмерно высокое цетановое число может привести к ухудшению работы двигателя, неполному сгоранию, черному выхлопному дыму и повышенному расходу топлива. К недостаткам этих топлив относятся также высокие температуры застывания и помутнения, что исключает их использование в осенне-зимний период.
Синтетическое дизельное топливо можно использовать в качестве присадки к прямогонным топливам с низким цетановым числом, а также к каталитическим и пиролизным топливам. Показатели качества газойлей каталитического крекинга, синтетических топлив и их смесей. Прототип топлива, полученный смешением двух продуктов, полностью соответствует техническим нормам
Преимущества
- Высокая прибыль даже при небольших объемах производства. Мобильная установка очень удобна даже в условиях Крайнего Севера, где топливо приходится возить за тысячи километров. Его можно разместить рядом с угольными шахтами для производства дизельного топлива и бензина на месте,
- Технология позволяет улучшить окружающую среду, утилизировать шлам и мусор и восстановить окружающую среду, потому что эти шлам и мусор используются в качестве сырья,
- Экологически чистая технология производства отсутствие вредных выбросов
- Высокий выход готовой продукции – синтетических масел и синтетических топлив,
- За исключением технологий производства синтетических нефтепродуктов с некоторыми технологическими операциями – высокой температурой, химическими катализаторами и давлением,
- В перспективе планируется использовать уголь для получения не только синтетических моторных топлив, но и широчайшей номенклатуры синтетических углеводородов – полимерного сырья, ценного для легкой, электронной, оборонной и других отраслей промышленности,
- Низкая себестоимость производства синтетического топлива и синтетических масел.
Недостатки
- К недостаткам этих топлив также относятся высокие температуры застывания и мутность, что исключает их использование в осенне-зимний период. Синтетическое дизельное топливо можно использовать в качестве присадки к прямогонным топливам с низким цетановым числом, а также к каталитическим и пиролизным топливам.
- Следует отметить, что, несмотря на высокое цетановое число, чистое синтетическое дизельное топливо не самое лучшее, особенно тяжелая дизельная фракция. Существенным недостатком этих продуктов является их относительно высокая температура застывания.
- Топлива высокого качества, отвечающие всем требованиям, можно получить при смешивании синтиновых продуктов с фракциями нефтяного или угольного происхождения. Однако при получении таких смесей необходимо следить за удалением асфальтенов и смолообразователей, их присутствие может привести к выходу двигателя из строя.
Перспектива применения
Ограниченные запасы нефти на Земле вынудили ученых искать другие способы получения альтернативного топлива. Хотя синтетический газ уже используется в работе специализированного оборудования, в ближайшее время продукт не попадет к конечным потребителям. Синтетические процессы удобнее использовать на перерабатывающих предприятиях, где подходящее сырье является побочным продуктом производства.
Важную роль в этом будет играть рост стоимости процесса переработки. Например, при синтезе из природного газа увеличивается потребление энергии. Это приводит к удорожанию синтетического топлива примерно в 1,8-2 раза, что невыгодно как для производства, так и для потребителей.
Безусловно, в будущем синтетические материалы прочно войдут в нашу жизнь как удобные и безопасные механизмы. Однако до этого будет еще много времени.
В заключение
Многие специалисты считают более перспективными видами топлива сжиженный природный газ (СПГ), диметиловый эфир (ДМЭ) и другие синтетические жидкие топлива, в том числе жидкие продукты синтетического дизельного топлива. Реализация проектов по сжижению природного газа требует огромных капиталовложений и экономически оправдана только в тех районах, где продолжительность добычи газа из крупных нефтяных месторождений значительно превышает срок окупаемости инвестиционных проектов.